Заказать звонок
+ 7 495 518 07 66 + 7 925 147 65 27

Православный обряд погребения

Смерть —  доля каждого человека. Все верующие люди чают о бессмертии души. После  смерти душа, покинувши тело, предстанет на Божий суд. Нераскаянный грех — тяжкий груз. Поэтому очень важно, с каким багажом придет душа на встречу с Господом.

К смертельно больному человеку необходимо пригласить священнослужителя  для исповеди, причастия и таинства соборования.  Душа, после отхода из тела, встречается с Ангелом  и бесами. Для поддержания души в такой момент родные читают отходную («Канон молебный при разлучении души от тела»). Священник читает молитву об отпущении грехов, упокоении души, освобождении ее от клятв, разрешении от уз.

У каждого народа свои обряды и традиции. Православные христиане свято чтут свои традиции, ведь они несут смысловую нагрузку и имеют большое значение, основаны на вере и учении апостолов Иисуса Христа. Тело представляется храмом души, жизнь земная, как временный путь, ведущий в жизнь вечную, а смерть — как сон, пробуждаясь от которого душа перейдет в иную жизнь. Обряды православных христиан несут утешение и веру о всеобщем воскресении и бессмертии души.

В первый день тело покойного омывается. Это делается в знак духовной чистоты усопшего. После чего покойного одевают в новые чистые одежды, означающие новое убранство бессмертия. Надевают нательный крестик. Укладывают тело в гроб, окропленный святой водой. Под головой — подушка. Руки складывают: правая поверх левой. В левую руку кладут крест, на грудь — икону. Для мужчин — Иисуса Христа, для женщин — образ Божьей Матери. Это знак веры покойного в Господа Иисуса Христа, распятого на кресте ради спасения мира нашего, принятие покойным искупительной жертвы Иисуса, а также принятие Иисуса Христа Господом своей жизни.

Бумажный венчик на лбу покойного означает победу христианина, одержанную на поле брани. Все христиане на жизненном пути проходят через испытания своей веры, различные искушения, борются со своими страстями, соблазнами, похотями. Венец изображает Господа Иисуса Христа, Богородицу, Иоанна Крестителя и надпись «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». Усопший чает получить по ходатайству Божьей Матери и Иоанна Предтечи по милосердию Святого Бога свой венец, как воин, одержавший победу.

Покойного в  гробу покрывают саваном (белая  ткань), что символизирует сопричастность усопшего к Православной Церкви, соединение его с Господом Иисусом Христом, что он находится под покровительством Церкви, которая будет молиться о спасении его души.

В доме горят  свечи и лампады до самого выноса тела. Гроб стоит в центре комнаты перед иконами. Свечи ставят у головы, у ног и по бокам, как бы крестом. Это символ того, что покойный перешел в иную лучшую жизнь. Траурную обстановку поддержат венки и живые цветы. Цветы так же служат символом райских кущей и фимиамом Богу. Еще святой Иоанн Кронштадтский сказал, что живые цветы являются остатками рая на нашей бренной земле.

Некоторые в  гроб кладут хлеб, деньги, расческу и  другие предметы. Этого делать не следует, т.к. является языческим суеверием  и ничего общего с Православием не имеет.

На столик возле  гроба ставят кутью (колива) — это  кушанье, сваренное из зерен риса, сдобренное медом или сахаром  и украшенное изюмом. Это символ скрытой жизни и воскресения. Зерна, попадая в землю, дают новую жизнь росткам. Так и человек в старом теле истлевает и воскресает в обновленном теле. Сладости означают блаженство райской жизни. Кутья используется при последующих поминовениях усопшего. Это знак нашей веры в воскресение и жизнь вечную. Как Господь наш Иисус Христос на третий день воскрес, так и мы в Нем воскреснем в обновленном теле.

Родные и близкие  читают молитву о помиловании  души покойного. Псалтырь разделена  на небольшие разделы — кафизмы. Кафизма, в свою очередь, делится  на три «Славы». В конце читается молитва с указанием имени покойного «Помяни, Господи Боже наш…».

Псалтырь надо читать непрерывно для облегчения душе перехода в иной мир. Помимо чтения псалтыря служатся панихиды и заупокойные  литии. Панихида с греческого — всеобщая молитва, лития с греческого —  усиленное моление. Во время службы панихиды и литии верующие стоят с зажженными свечами, священник с кадилом. Свечи означают любовь и теплую молитву к покойному. В молитвах родные и близкие просят о милости Божией к душе покойного.

На третий день усопшего отпевают и предают земле. Отпевание происходит в храме (возможно на дому). Перед тем, как вынести тело из дома, служится заупокойная лития с каждением, что означает, что душа покойного христианина, как фимиам возносится вверх к Божьему престолу.  Родственники покойного одеты в траурные одежды. Священнослужитель имеет светлое одевание. Молящиеся стоят с зажженными свечами. Панихиды и литии могут служиться много раз, но отпевание совершается один раз.

До окончания  отпевания гроб держат открытым. В  такие праздники, как Пасха и  Рождество Христово (первые дни) отпевание  в храме не совершают. Практикуется заочное отпевание, которое получило распространение во время войны (родственники отпевали заочно убитых на фронте). А также во времена гонения Церкви заочно отпевали христиан, дабы избежать трудностей и сложностей.

Самоубийцы Церковью не отпеваются и лишаются православного  погребения. Иногда делается исключение для душевнобольного, который в  невменяемом состоянии совершил этот грех. Родственники хлопочут о письменном разрешении архиерея, прилагая медицинскую справку о болезни и причине смерти.

Отпевание носит  песнопевческий характер. Поется о  судьбе человека, об изгнании Адама  и Евы из Рая за ослушание, заповеди Бога, возвращение человека в прах, из которого был взят, не смотря на грехи человеческие, Церковь молит о милости и благости Божией, о прощении грехов покойному о пожаловании ему Царства Божьего. В конце священник читает молитву разрешительную. Усопший освобождается от грехов раскаянных и нераскаянных, и отправляется в новую жизнь примиренный с Богом и людьми. Текст этой молитвы после прочтения вкладывается в правую руку покойного его родным. Этот старый обычай Православной Церкви пришел из XI века, когда преподобный Феодосий Печерский написал такую молитву для варяжского князя Симона, принявшего православную веру, а тот, в свою очередь, завещал вложить молитву в руки после смерти. Был случай, когда отпевали князя Александра Невского и усопший сам простер свою руку для принятия молитвы. Как вещает летопись, это событие впечатлило всех, кто был очевидцем этого чуда.

По окончании  разрешительной молитвы, под пение  хора стихир «Придите, последнее целование  дадим», близкие прощаются с усопшим. Последнее целование означает союз верующих в Господа Иисуса Христа. Родные и близкие обходят гроб, кланяются и просят прощение за обиды вольные и невольные, целуют венчик на лбу и иконку на груди. Если крышка гроба закрыта, то целуется крест на крышке или рука священника.

После отпевания  процессия отправляется на кладбище. Священник посыпает крестообразно  землей закрытое покрывалом тело и  повторяет: «Господня земля, Вселенная  и все, что наполняет ее». Оставшееся после соборования масло также  возливается на тело крестом. Гроб закрывают крышкой, заколачивают гвоздями. При опускании гроба в могилу вершится лития.

Если младенец крещен, то совершается особое отпевание, как над безгрешным. Церковь просит о Царствии Небесном, т.к. в крещении младенец очистился от прародительского греха (греха Адама и Евы) и стал непорочным. Некрещеного младенца Церковь не отпевает, т.к. такой младенец не очищен от прародительского греха. По учению Церкви, такой младенец не будет ни прославлен, ни наказан. Отпевание как младенца совершается до возраста семи лет. С семи лет дети исповедуются так же, как и взрослые.

В России о кремации упоминалось еще в 1909 году, когда  разрабатывался новый законопроект о погребении, крематории и устройстве кладбищ. В этом документе говорится, что на кремацию должно быть письменное согласие покойного или родственников, если покойный был несовершеннолетним. Православная Церковь не дает благословения на кремацию, т.к. в Библии есть одно указание на допустимый способ погребения, сказанное Адаму: «ибо прах ты и в прах возвратишься» (Бытие 3: 19).

Гроб опускают так, чтобы покойный лежал лицом  к востоку. Это знак ожидания наступления  Утра вечности, Второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа, а  также знак, что усопший идет от заката (запада) жизни к вечности (востоку). При опускании гроба поется «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас». Эта песня ангелов означает, что покойный переходит в ангельский мир. Над холмом могилы устанавливается крест, как символ нашего спасения. Вход в Царство Небесное был куплен дорогой ценой пролития невинной крови распятого на кресте Спасителя. Покойный христианин при жизни веровал в Иисуса Христа, носил нательный крест и, после смерти лежит под сенью креста. Восьмиконечный крест изготавливается из произвольного материала, главное — правильной формы. Крест устанавливается у ног покойного, распятием к лицу усопшего, чтобы при воскресении, восстав из гроба, христианин смог взирать на предвестие победы Христа над смертью, над диаволом. По желанию родных позже устанавливаются памятники, украшенные высеченными крестами. Христианский крест над могилой — немой проповедник бессмертия и будущего воскресения.

Заказать перевозку умершего

Вы не указали телефон
Мы свяжемся с вами сразу после получения заявки.